Skip Navigation LinksГлавная Завалинка Пишут о художнике Кое-что из СМИ  
 
 
Пишут о художнике/в прессе
Татьяна Москвина Наслаждайтесь Россией  •  Сергей Шахиджанян Предвыборные дебаты, буза и флешмоб по-деревенски  •  Жанна Васильева Буза в Манеже  •  Александр Панов Революция на «Завалинке»  •  Павел Лужецкий Владимир Семенович Любаров: «Я рисую душу»  •  Елена Калашникова Владимир Любаров: Давайте быстренько сварганим праздник  •  Кирилл Решетников «Я был дурачком с картинками»  •  Елена Калашникова Владимир Любаров: Я пока молодой писатель  •  Мария Мельникова Владимир Любаров. Рассказы. Картинки  •  Блиц-интервью. 21 вопрос. Блиц-интервью. 21 вопрос.  •  Юлия Изюмова Едящие вместе  •  Евгений Левкович Владимир Любаров – Евгению Левковичу: «Я не могу рисовать безразличных людей»  •  Лиля Пальвелева Тихая радость чревоугодия  •  Яна Савельева Деревенские евреи Любарова  •  Валерий Выжутович Ехала деревня мимо мужика…  •  Дарья Курдюкова «ФизкультПривет» или Разговор по душам  •  Афанасий Мамедов ЕВРЕЙСКАЯ СОВРЕМЕННАЯ ГРАФИКА  •  Полина Володина Меню от Любарова  •  Юлия Квасок НАИВНЫЙ КОВЧЕГ - О трех источниках и трех составных частях современного российского примитивизма  •  Анастасия Мазуренко Село Перемилово и его обитатели  •  Марина Овсова Любаров любит лубок  •  Илья Медовой В Перемилове всем места хватит  •  Полина Володина Художник Любаров, которому не страшно наводнение  •  Элла Митина Хасиды на завалинке  •  Галина Паперная Владимир Любаров: «Перемиловка» – лучшая закуска под «Завалинку»  •  Владимир Цельтнер Неоконченные мысли о Владимире Любарове  •  Сергей Бардин Портрет рекетира  •  Владимир Войнович Реалист из Перемилова  •  Павел Лебедев Прочь из Москвы!  •  Мария Мишуровская Вечный коробок
Дарья Курдюкова
Независимая газета, 23 ноября 2007
«ФизкультПривет» или Разговор по душам

«Дом Нащокина» представляет выставку Владимира Любарова

Галерея «Дом Нащокина» вновь проводит живописную выставку Владимира Любарова, на этот раз с оптимистичным названием «ФизкультПривет» (в 2006 году публике были представлены его «Провинциальные картинки»). Любаров перепробовал многое: был маляром на автобазе, окончил московский «Полиграф», иллюстрировал Гоголя и Шолом-Алейхема, Стругацких и Станислава Лема, работал главным художником известного журнала «Химия и жизнь», распрощавшись с которым вместе с друзьями организовал первое в России частное издательство «Текст». В 1991 году Любаров просто взял да и уехал из Москвы в далекю деревню Перемилово, жизнь которой уже многие годы питает живописные размышления художника.
Сегодня Владимир Любаров – известный художник, чьи картины не только часто экспонируются в России (вспомнить хотя бы его выставку «Чудные люди» в ЦДХ или коллективный проект «Экспрессия духа»), но и активно путешествует по свету. А между тем тема этих самых картин – та уединенная жизнь, что вращается вокруг провинциального парка отдыха с непременным его аттрибутом в виде «девушки с веслом», пруда летом и катка зимой, семейного ужина и соседнего дворика. С картины на картину переходят непременные черты быта – футбольные мячи, велосипеды, санки. Скомканные бумажки, бутылки, огрызки. Телогрейки, кокетливые провинциальные платья в горошек и в цветочек, нелепые носки в полоску и клетку. Обшарпанные стены домов, внутри которых горят лампочки Ильича. Действующие лица – мужики в кепках и с сигареткой, запыхавшиеся, но, кажется, вполне довольные толстые женщины, играющие в футбол или, следуя моде, занимающиеся посреди деревни фитнесом, бегущие, катающиеся на коньках или, наконец, поющие в хоре. Те героини, при виде которых вспоминаются слова Н. Заболоцкого: «Толстозадые русалки/, Улетают прямо в небо,/ Руки крепкие, как палки,/ Груди круглые, как репа».
Все эти картинки быта узнаваемы своей повседневностью и забавной нелепостью. В них сквозит понятная конкретность деталей и повторяемость действий. Однако при всем том мы практически не види конкретного времени суток, конкретных выражений лиц. Во всех персонажах очевидно и нечто типическое, общечеловеческое: как сказал сам Владимир Любаров, это, если угодно, «архетипы». И тогда получается, что истинные герои картин – человеческие радости и мечты, наполняющие внутренний мир каждого из нас. Потому что в любаровских толстых женщинах пульсирует тонкая душа, потому что все его герои временами испытывают чувство одиночества – наконец, потому что все они очень человечны. И это поднимает их на новую высоту (вообще говоря на всех или почти на всех них мы смотрим немного снизу вверх). Герои художника кажутся современными, но вместе с тем они, может, в еще большей степени находятся вне времени, хотя автор и позволяет себе ироничные ремарки «на злобу дня». Так, например, в «Паровозике», где из всех скатывающихся с ледяной горки персонажей самый «спортивный» - обладатель шапочки SOCHI и цветастых руковиц – напомню, что работа эта написана в 2007 году!
В любаровских картинах есть эпичность: он словно превращает в вечность мгновение во время забега, игры в чехарду и т.п. Он обращается к длинным повествовательным названиям вроде «Николай Иванович любит йогурт». Наконец, он так же, как к людям, бывает внимателен к миру вещей – и тогда Любаров пишет «портрет» венского стула, чугунного утюга или «прошлогоднего чеснока». При внешней простоте его работы наполнены некоей культурной памятью – которую, впрочем, каждый волен трактовать по-своему. Так, картина на стене кабачка из «Рыбного дня» заставляет вспомнить Нико Пиросмани, а огромные лица-маски в окнах «Старого дома» или парящие над землей женщины в «Прыгалках» - Шагала. Спускающиеся по диагонали с катка герои «Паровозика» композиционно перекликаются даже с брейгелевскими «Слепыми», хотя любаровская радость, от которой захватывает дух, сменяет мрачный символизм далекого предшественника. В целом интерес к укладу жизни маленкького городка был темой творчества многих художников. В этом ряду в 20 веке стоят, например, Витебск Шагала или Рогачев Анатолия Каплана.
Любаровский «ФизкультПривет», встречающий зрителя задорным названием в духе безудержного оптимизма советских времен, оказывается на деле задушевным разговором о том самом «главном», что наполняет повседневную жизнь человека – людях и предметах, разговорах и событиях, независимо от их значимости и масштаба. А также мечты, которые заставляют бежать вперед, парить над землей, петь в хоре ДК и ощущать, несмотря на убогость быта, радость бытия – «сквозь видимый миру смех и невидимые ему слезы».
Наконец, как это принято в «Доме Нащокина», образы и слова самого Владимира Любарова (в том числе и из фильма о его жизни в Перемилово) становятся в контекст высказываний его современников. У Александра Рожина, Вадима Абдрашитова, Виктора Шендеровича, Андрея Макаревича, Владимира Войновича и Татьяны Назаренко слышны размышления о художественном и эмоциональном строе живописи Любарова. Который не стал футболистом и не стал боксером, но зато стал хорошим человеком, потому что – сказал один из этих самых современников – «к плохим Ангелы не прилетают».   
 
     
  © В. Любаров. Все права защищены